Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба

понедельник, 18 апреля 2016 г.

Практикум «Первичная профилактика употребления психоактивных веществ в подростковой, молодежной среде»


Практикум «Первичная профилактика употребления
психоактивных веществ в подростковой, молодежной среде»


в рамках конференции «Организация профилактической работы по противодействию потребления психоактивных веществ в подростковой, молодежной среде»
(15.04.2016 г.)

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д. 
В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. 
Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». 

УПРАЖНЕНИЕ «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
1. «Совершенно согласен»
2. «Согласен, но с оговорками»
3. «Совершенно не согласен»
4. «Не имею точного мнения»

Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «Почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

1. Наркомания - это преступление.
2. Легкие наркотики безвредны.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания это болезнь.
5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
6. Наркомания излечима.
7. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
9. Наркоман может умереть от СПИДа.
10. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
12. Наркоман может умереть от передозировки.
13. Продажа наркотиков не преследуется законом.
14. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
15. Наркоманы - это не люди.
Ведущий: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного.

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». При замешательстве участников, можно прибегать к помощи взрослых ассистентов. Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие.

Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКИ»
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
1. Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное «Нет».

Упражнение «НАШИ ПРИВЫЧКИ»
Вызываются два добровольца, которые умеют делать из бумаги самолетики. Одному из них привязывают к руке шарф – обозначают наличие вредной привычки. Ведущий дает команду «Начали» и засекает время – 1 минута. Во время работы ведущий периодически тянет шарф, отвлекая и дергая таким образом игрока.

Обсуждение:
Кто справился с работой быстрее, лучше? Почему?
В жизни человек с вредными привычками очень от них зависим. Как это сказывается на его работе, учебе? (Пример - не дает сосредоточиться, заставляет об этом думать, отвлекает от работы)
  
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ НАРКОМАНА»
На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок. Ведущий: Дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (Дети отвечают) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ведущий: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
  
УПРАЖНЕНИЕ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!»
Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка. Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!

Психолог: Наша встреча подошла к концу, и  я хочу рассказать вам одну притчу.

ПРИТЧА
   «Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный  волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».
   Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Психолог: Ребята,  помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.


Педагог-психолог
Моргунова Карина Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий