Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба

понедельник, 18 апреля 2016 г.

Практикум «Организация и проведение профилактических игр с детьми и подростками, при проведении классных часов»

Практикум «Организация и проведение профилактических игр с детьми и подростками,  при проведении классных часов»

в рамках конференции «Организация профилактической работы по противодействию потребления психоактивных веществ в подростковой, молодежной среде»
(15.04.2016 г.)
  
При организации  и проведении профилактических мероприятий  среди детей и подростков необходимо учитывать следующие факторы:

Дети и подростки уже могут иметь опыт употребления тех или иных ПАВ, у них, возможно, уже сформировано своё отношение к проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами, которые представляет педагог. 
Для подростков большое значение имеет общение со сверстниками, взаимодействия с группой, её мнение и оценки. Мнение и оценки педагогов, родителей зачастую оказываются менее значимыми.
Дети, а особенно подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах злоупотребления ПАВ, которую они получают от взрослых– педагогов, родителей. Подростки считают, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности, взрослые многое преувеличивают и т.д.
Традиционно при объяснении опасности злоупотребления ПАВ основной акцент делается на негативных последствиях знакомства с одурманивающими веществами для здоровья. 
Между тем личностная ценность здоровья у детей и подростков ещё недостаточно сформирована. Далеко не все они (в силу возрастных особенностей) осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации. Они не все  могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья.


В связи с этим рекомендуется:
Ø    Избегать навязывания, готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы употребления курительных смесей. Основное внимание следует уделить созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между детьми и подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Задача педагога в этом случае не оценивать высказывания учащихся как правильные и неправильные, а неявно руководить дискуссией, обращая внимание детей и подростков на значимые обстоятельства и факты.
Ø    Основной акцент при объяснении подросткам негативных последствий злоупотребления курительными смесями следует делать на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к данным веществам на наиболее значимых для них факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т.д., какие ограничения при выборе профессии могут возникнуть.
Ø    В целях профилактики потребления курительных смесей рекомендуется регулярно проводить родительские собрания, на которых доводить до сведения родителей информацию о вреде потребления данных веществ.
Ø    Использовать формы и методы, обеспечивающие самим детям и подросткам роль ведущих, организаторов работы. Профилактическая информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, представленные педагогом. К тому же роль ведущих, организаторов работы позволяет удовлетворить одну из основных потребностей – чувствовать себя взрослым и проявить себя в социально значимой деятельности.
Ø Рекомендуется проводить с подростками различные игры, цель которых — предупреждение такой пагубной привычки, как наркомания. Такой подход к воспитанию будет оправдан и эффективен.

Скажите пожалуйста, какие формы работы вы используете при работе с детьми:
1.     Агитбригады
2.     Выставки и конкурсы плакатов и стенгазет.
3.     Концерты
4.     Встречи с ветеранами войны и труда.
5.     Встречи – лекции, беседы с врачами.
6.     Встреча с волонтерами.
7.     Применение в работе упражнений, игр профилактической направленности.   

Методы профилактического воздействия
         А как вы думаете, что является  самым эффективным методом профилактической работы с детьми и подросткам
Лекции – 5 %,
Чтение – 10 %,
Аудио – видеоряд, ТВ – 20 %,
Использование наглядных пособий – 30 %,
Работа и обсуждение в группах – 50 %,
Практическое занятие (обучение, действия) – 70 %,
Выступление в роли обучающегося – 90%.

Чем больше степень обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Лекция - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, а это приводит к быстрой утомляемости, снижению внимания, отвлечению от темы изложения.
Чтение – не гарантирует глубокого усвоения информации.
Аудио – визуальные средства, ТВ – обеспечивает более наглядное изложение материала. Это помогает участникам запоминать и усваивать информацию различными каналами восприятия: зрением, слухом.
Использование наглядных пособий – обеспечивает подачу информации через аудиальный,   визуальный и кинестетический каналы.
Обсуждение в группах – позволяет  участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, высказывать свои собственные связи, выслушивать самые разнообразные мнения других.
Обучение практика – это практические занятия,  самостоятельные исследования. Выполняя упражнения, решая разнообразные задачи, поставленные перед ними, участники усваивают не только ту или иную информацию, но и обретают конкретный опыт отработки определенных навыков и умений. Ролевые игры, проигрывание ситуаций и их исследование. Приобретенные таким образом опыт.    

Ну и теперь более подробно о играх, которые Вы можете провести на своих классных часах по данному направлению.

Работа в группах Упражнение «А вам слабо?»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: способствовать формированию мотивации на ЗОЖ.
Ход: участникам предлагается составить рифмовку о здоровье.
– Ребята, существует множество афоризмов и высказываний о здоровой активной жизни! А какие вы знаете?
·         «В здоровом теле был здоровый дух!»
·         «Никто не позаботиться о твоем здоровье, кроме тебя самого».
·         «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!»
·         «Здоровье дороже богатства».
·         «Смех – стимулятор здоровья, здоровье – стимулятор смеха».
– А вам слабо придумать слоган или рифмовку про здоровье! Для того что бы вам было легче справиться с заданием, предлагаю каждой группе карточки с ключевыми словами: здоровье, сила духа, красота, радость, счастье, досуг. Эти слова вы должны использовать при составлении текста.
Обсуждение: работы зачитываются и собираются.

Рассказ  о структуре зависимости
Если употребление алкоголя, табака и наркотиков приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать? Ведь понятно, что если что-нибудь вызывает неприятные последствия, то люди стараются этого избегать. Однако даже те, кто сильно пострадал от употребления сигарет, алкоголя или наркотиков, почему-то не всегда прекращают их использовать. Как вы считаете, почему так происходит?
Пояснение для ведущего
Очевидный ответ - «из-за зависимости» - не всегда приходит подросткам в голову. Часто они начинают рассуждать о том, что сигареты или алкоголь помогают расслабиться или повеселиться. Это еще один удобный момент напомнить ученикам о возможных крайне тяжелых и опасных последствиях, безусловно «перевешивающих» приятные стороны употребления психоактивных веществ. Следует направить обсуждение таким образом, чтобы подростки в итоге пришли к выводу: люди продолжают употреблять психоактивные вещества, потому что не могут отказаться от них из-за привычки или зависимости.
А как «выглядит» зависимость от наркотиков, табака, алкоголя? Какие черты у нее есть? Давайте сейчас мы с вами заполним таблицу которая называется «Струкура зависимости» посмотрим на слайд.
«Структура зависимости»
 

Действие
Эффект
Результат
Состояние после прекращения действия
Чем люди жертвуют ради продолжения употребления
Курение табака
Удовольствие
Зависимость
Дискомфорт
Деньги Здоровье Любовь Дружба Семья
Употребление алкоголя
Улучшение настроения
Зависимость
Похмелье


Употребление наркотиков
Эйфория
Зависимость
«Ломка», ухудшение самочувствия


6. Упражнение «В шкуре зависимого»
Упражнение «В шкуре зависимого»
Все было понятно в объяснении? А теперь я предлагаю вам маленький эксперимент. Давайте посмотрим, каково жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Для этого мне нужны три-четыре добровольца, которые могли бы рассказать нам о какой-нибудь одной своей привычке.
Пояснение для ведущего
Необходимо, чтобы каждый из трех-четырех человек описал какую-нибудь из своих привычек (годится любая привычка, лишь бы она была стойкой: чистить зубы по утрам, завтракать, смотреть мультфильмы каждый день, обязательно есть мороженое по воскресеньям и т.п.). После того как ребята опишут свои привычки, можно переходить ко второму этапу.
А теперь давайте нарисуем таблицу, которая повторяет слайд (за исключением
столбика с зависимостью), и вместо употребления психоактивных веществ вставим в
эту таблицу наши привычки.

Действие
Эффект
Без этого я...
Ради этого я могу...
Привычка 1



Привычка 2



Привычка 3



Пояснение:
После этого необходимо расспросить учеников (и записать в соответствующие столбцы), какой эффект или какие чувства вызывает выполнение привычного, что они чувствуют и как себя ведут, если привычное действие выполнить не удалось, и на что готовы пойти (чем пожертвовать), чтобы все-таки его выполнить. Заполнение таблицы можно продемонстрировать. В законченном виде таблица, к примеру, примет такой вид:

Действие
Эффект
Без этого я...
Ради этого я могу—
Каждый день в 10 часов вечера я смотрю видео
Интересно, отдыхаю, расслабляюсь, получаю удовольствие
буду злиться, почувствую раздражение...
пожертвовать хорошими отношениями с родителями, которые не дают смотреть видео (поскандалю с ними)
Каждое утро я делаю макияж в течение 15 минут
Уверенность в себе, хорошее настроение
раздражена, недовольна, раздосадована...
опоздать в школу и получить выговор от учителя и другие неприятности


Видите, наши привычки не такие разрушительные, как злоупотребление алкоголем, табаком и наркотиками, однако они также могут доставлять неприятности. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от психоактивных веществ? А избавиться от этих привычек намного труднее, чем от привычки чистить, зубы по утрам.

Игра «Придумаем свою рекламу»
Сейчас мы разделимся на подгруппы по 3-4 человека. Чтобы помочь людям разобраться, что к чему, каждая группа должна придумать свой вариант рекламы сигарет, пива, или другого алкогольного напитка, или какого-нибудь наркотика, но теперь уже правдивый. Нужно рассказать, нарисовать или изобразить другим способом, что на самом деле человек получит, употребляя их. Например: «Несмотря на красивый цвет, у пива обычно противный вкус», «Чем больше этих сигарет ты выкуришь, тем сильнее будет запах изо рта» и т.д. Попробуйте сделать рекламу посмешнее, тогда 'веселее будет ее воспринимать. Уложитесь в 10 минут? А в 5? Шучу. 10 минут, потом каждая группа может представить свой проект, а мы все послушаем.
Пояснение для ведущего
Через 10 мин самостоятельной работы необходимо провести короткий опрос, не более 1 мин на каждую придуманную рекламу. Не забывайте поощрять учеников, неудачные образцы постарайтесь мягко скорректировать: указать ошибку и предложить более подходящий вариант. Наиболее удачные варианты можно записать, с тем чтобы потом на их основе ученики сочинили сценарии и подготовили короткие «ролики» с правдивой рекламой, которые можно было бы использовать в профилактической работе в масштабах школы.

Подготовила социальный педагог 

Муслимова Асият Гусеновна

Комментариев нет:

Отправить комментарий